Краски и красители

История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Классицизм
Романский стиль
Искусство барокко
Каролингское Возрождение
Города и замки Германии
Готика Франции
Петербург
Античность
Из истории художественной росписи тканей
Декоративное искусство Японии
Перевод рисунка на ткань
Базовый курс по электротехнике
Элементы электрических цепей
Топология электрических цепей
Переменный ток
Элементы цепи синусоидального тока
Методы контурных токов и узловых потенциалов
Основы матричных методов
Мощность в электрических цепях
Резонансные явления
Векторные и топографические диаграммы
Анализ цепей с индуктивно связанными элементами
Метод эквивалентного генератора
Графические методы расчета
Пассивные четырехполюсники
Электрические фильтры
Трехфазные электрические цепи
Расчет трехфазных цепей

Мощность в трехфазных цепях.

Курс лекций и практических занатий по черчению
Выполните сопряжение тупого, прямого и острого углов
Основные способы проецирования
Технический рисунок
Контур детали с элементами сопряжения
Построение лекальных кривых
Построение аксонометрических проекций
Геометрические построения
Материаловедение
Механические испытания материалов
Испытания на твердость
Измерение ударной вязкости
Кристаллическое строение металлов
Кристаллизация
Основы теории сплавов
Металлы
Полупроводники
Электропроводность твёрдых диэлектриков
Диэлектрическая проницаемость и диэлектрические потери диэлектриков
Электрическая прочность жидких и газообразных диэлектриков
Пробой твёрдых диэлектриков
Исследование магнитных материалов
Математика
Примеры задач по математике
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Функции
Понятие дифференциала функции
Сходимость ряда
Теория вероятности и математической статистики
Дифференциальные уравнения
Вычислить предел функции
 

Упражнение 1. Получение узора «мыльный пузырь»

На куске ткани нанесите точ к и ( мя г ким простым карандашом) и в этих точках проведите окружности. Затем прочной тонкой иитью швом «нперел иголку», очень мелким стежком, про или I е. по окружности, крепко стяните (рис. 57). Не забывайте работать вощеной нитью. Затем подержите ткань в растворе красителя 20—30 мин. Прополощите, отожмите, проутюжьте через газе!у или оберточную бумагу. Вы получите четкие светлые фигуры на однотонно окрашенной ткани (см. цв. вкл., с. 21).

Упражнение 2. Получение прямых и кривых линий На куске ткани нарисуйте необходимые вам линии (рис. 58). ПрошсГп е кр< ■■ 1кой навощенной нитью очень мелкими стежками швом «вперед иголку» 11 а 1.тьно стяните. Смочитеткань в теплой воде, слегка отожмите и опустите в раствор на 8—10 мин (красители в этом случае лучше брать реактивные или холодиоокрйшивающие). Затем ткань достаньте пв раствора, ополосните в воде с сильным уксусом и проутюжьте через газету или оберточную бумагу. Вы получите легкий светлый контур на темном фоне.

Для этих упражнений, как и для предыдущих, не обязательно брать ткань


белого цвета, можно выбрать однотонную ткань легкой окраски, тогда красители лучше брать контрастного цвета.

Упражнение 3 Узор в клеточку (рис. 59)

Узор в оригинальную клетку вы получите, если будете вестн работу с помощью двух дощечек. Возьмите две доски шириной 10—15 см и длиной чуть меньше ширины взятой ткани. Кусок ткани сложите «гармошкой» по горизонтали и положите на доску. Сверху прикройте другой доской и свяжите веревкой ткань с досками. Окрасив полученный «бутерброд», измените направление изгиба ткани и повторите окрашивание.

В результате такого сложного крашения вы получите ткань в клетку, где участки ткани, закрыты досками, будут слабо окрашены, а середина их останется фактически не окрашенной.

В этом случае можно использовать краски двух различных цветов (синий и зеленый, красный и желтый, красный и зеленый).

Упражнение 4. Сложный геометрический узор (рис. 60) Сложите ткань по горизонтали, перегните пополам или в виде «гармошки». У вас получится прямоугольник. Разделите его на равные квадраты и каждый перегните по диагонали так, чтобы сложенная ткань образовала треугольник, состоящий из нескольких слоев ткани. Теперь перевяжите треугольник в центре от верхнего угла к основанию. Острые углы его распадутся на несколько долек. Каждую из них перевяжите на конце, обмотав ниткой. Если стороны треугольника достаточно длинные, то перевяжите их и двух местах на расстоянии 5—Н см друг от друга. Этим способом вы можс'1е окрасить целый отрез ткани, получив на нем своеобразны» рисунок,

Творческие задания к теме

Цель задании — использовать практические навыки узелковой росписи тк:нш (механическое резервирование) для выполнения художественных работ.

Задание 1

Выполнить эскиз платка 20x20 см. Перенести идею эскиза платка на ткань размеров! 70x70 см, используя навыки любого предыдущей) упражнении

Для работы разведите 2—3 (не более) к|м сильных раствора контрастных щмггоа. Выполните запаривание платка.

Задание 2

Выполнить эскиз шарфа 15x45 см в цвете. Перенести идею эскиза на материал (шелк). Использовать навыки ртботы упражнения 2. Разведите 2 красильных раствора с близкими потону цветами (коричневый и бежевый). Окраску произведи |к с Изделие запарить.

Задание 3

Выполнить эскиз салфетки (или плач к») г узелковой композицией в цвете. Количество цветов — 34, цветовая гамма — любля. Раямер эскиза 20х2Ос.м. Размер готового н ие.шЛ может быть ограничен наличием материала. Изделие запарить.

Задание 4

Декоративная композиция для покрывала. Выполнить эскиз покрывала размере»! 20x35 см. Покрывали будет состоять из тдедьиь1хкнздрл'1ш.1х^с№11.ик1киие1иилх. различными способами. Соединительная полоса, к которой будут пришиваться готовые куски, может быть однотонной. Условие: цветовые отношения и каждом мотиве остаются одинаковыми, а разнообразный орнамент каждого куска может быть выполнен любым предложенным ранее способом. Изделие запарить.

Задание 5

Выполнить эскиз летнего сарафана с элементами росписи ткани способом узелкового резервирования.

Эскиз выполнить i» цвете, размер 20x30 см. В эскизе учесть, что членение юбки можно обеспечить различными приемами складывании и подпиши!) л. I Ипрудкг сарафана использовать прием «зашивания узелков». Использовать яркие, контрастные цвета на светлом фоне. Изделие запарить (см. цв. вкл., с, 31).

Запаривание изделий из различных тканей ручной окраски

Для более прочного закрепления красок батики и свободно расписанные ткани подвергают обработке горячим влажным паром в отсутствие воздуха при повышенном давлении. При этом волокна тканей набухают, краситель лучше проникает в глубь волокон и взаимодействует с ними.

В производственных условиях для запаривания тканей применяют специальные устройства — запарные камеры, зрельиики и небольшой производительности запарные аппараты, типа аппарата системы Зубовича, который при смене режима может работать как периодическая запарка и как восстановительный зрел ы1 пк.

Фабричная запарная камера обычно представляет собой горизонтальный котел с геометрически закрывающейся крышкой. Для предохранения от конденсации пара и капели на изделии котел имеет двойной потолок, обогреваемый паром. Также имеется второе, ложное дно, по которому проложены рельсы.

Изделия или метровую ткань навешивают на ряды роликов специальной тележки, которую вкатывают по рельсам в запарную камеру. Крышку котла закрывают и внутрь подают острый нар. Некоторые конструкции позволяют перемещать ткань или штучные изделия в процессе запаривания.

В запарных камерах изделия запариваются при температуре 102105'С в течение 3090 мин; в зрельниках — 712 мин при давлении 0,51,0 атмосфер. Активные красители не чувствительны к присутствию воздуха взрельнике. Более длительное запаривание, увеличение давления выше атмосферного не влияют на фиксацию активных красителей, важно, чтобы среда была влажной и не кислой, а нейтральной.

Запаривание в домашних условиях

Для запаривания одного или двух небольших изделий можно использовать чистое ведро или бачок для кипячения белья. В таком случае в ведро примерно на1/5 его высоты наливают воду и доводят ее до кипения. Затем ведро накрывают отрезком ткани (лучше марлей или другой тонкой хлопчатобумажной тканью), давая ей немного провиснуть В это углубление кладут сверток изделий, проложенных марлей или бумажными салфетками. Прокладывать изделие нужно очень внимательно. Сначала сгибают пополам и на размер половины изделия (например, платок) делают бумажную илимарлевую прокладку. Затем сгибают еще раз и прокладывают на этот размер бумагой или марлей. Затем сгибают еще и еще (если в этом есть необходимость), каждый раз предохраняя стороны окрашенной ткани от соприкосновения. Таким образом, в эмалированном ведре можно запарить изделие из хлопка до 1 кв. м, а из шелка — до 2 кв. м.

Приготовленную для запаривания упаковку (сверток) осторожно, чтобы не подмочить, кладут на марлю, а ведро закрывают ватной подушкой (можно сшить специальную, круглую, на 3— 5 см больше диаметра ведра) или несколькими слоями хлопчатобумажной материи и не очень плотно прижимают деревянным кружком. Количества воды (1/5 высоты) хватает на испарение в течение 2—2,5 часов на медленном огне. Не надо забывать одно важное условие: запаривать нужно только хорошо высушенную ткань.

Лабораторные пробы размером 5x6, 5x8 см можно запаривать в широкогорлых конусных колбах. При этом пробы вместе с прокладками из ткани или пористой бумаги сворачивают не очень плотными трубочками, перевязывают с одного конца ниткой, привязывают к деревянной палочке и подвешивают внутрь колбы с кипящей водой. Важно, чтобы образец не касался внутренних стенок колбы, иначе проба может промокнуть.

Вопросы для повторения к глане IV

Чтп такое мех;» и пег кос ркмерлирон.' ние тканей?

Какие встречаются вилы механического резервировании?

Как пользоваться способом «завязывание»?

Как отражается «заутюжка полна! опали» на узоре ткани?

Как подучить несколько узоров «солнышко»?

Как получить «абстрактный узор*7

Как можно получить мотив для узора «елочка*?

Что из себя преде |авляет способ «ск илыкамне н |11>лп1п<1|||1г»?

Какую роль играют деревянные лажпмы или прищепки н горизонтальном узоре?

Как получить фафичеекп точные узоры?

Как оборудовать рабочее место для «узелковой раскраски»?

Какое количество времени необходимо держать ткань в красителе для «узелковой окраски»?

Как произвести подсушку и утюжку изделия?

На главную