Волновые зубчатые передачи Редукторы Основные понятия о ременных передачах Передачи плоским ремнем Валы и оси Подшипники скольжения Муфты

Надежность машин Соединения деталей машин Соединения с натягом Расчет шпоночных соединений Механические передач Вариаторы Конструкции колес зубчатых передач Расчет на контактную прочность Цилиндрические косозубые передачи

Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин

Шкивы передач клиновым и поликлиновым ремнями

Шкивы для клиновых и поликлиновых ремней выполняют точеными, а при больших размерах— литыми. В серийном производстве шки­вы изготовляют сварными или сборными из штампованных элементов.

Материал шкивов — чугун, сталь и алюминиевые сплавы с σв > 160 Н/мм2.

У шкивов передач клиновым и поликлиновым ремнем рабочими поверх­ностями являются боковые стороны клиновых канавок (рис. 24.5, а и б). Для уменьшения износа ремней рабочие поверхности канавок полиру­ют. Шкивы должны быть балансированы.

Диаметр d цилиндра, на котором расположен нейтральный слой наде­того на шкив ремня, называют расчетным диаметром шкива (значения d

см. в § 23.3). Размеры шкивов передам клиновым и поликлиновым ремнями, отличные от передач плоским ремнем (см. § 23.3), приведе­ны в табл. 24.8.

 

Здесь z — число клиновых ремней комплекта или число клиньев поли­клинового ремня; размеры t, р и f принимают по табл. 24.8.

Для обеспечения правильного контакта клинового ремня со шки­вом угол а канавки назначают в соответствии с углом деформирован­ного ремня в зависимости от диаметра d (табл. 24.8).

Расчет передач клиновыми или поликлиновыми ремнями  ведут в последовательности, изложенной в решении примера 24.1.

Для сравнения расчет передачи ведем для всех трех типов ремней и результаты сводим в табл. 24.9.

Таблица 24.9. Результаты расчета передач клиновыми ремнями нормального и узкого сечений и поликлиновым ремнем

Определяемая величина

Результаты для ремней

А

SPZ

К

Расчетный диаметр d, меньшего шкива, мм (см. табл. 24.6 и 24.7)

100

71

80

Высота h ремня, клина, мм (см. табл. 24.1 и 24.2)

8

8

2,35

Скоростьремня v, м/с [формула (9.3)|

15,1

10,7

12,1

Расчетный диаметр d2 большего шкива, мм, при \ = 0,015

[формула (22.12)|

397

282

318

Принимаем d2, мм (см. § 23.3)

400

280

315

Фактическое передаточное число иф [формула (22.12)]

4,06

4

4

Ориентировочное межосевое расстояние а, мм [формула (22.2)]

283

201

220

Длина ремня Lv, мм [формула (22.3)1

1430

1007

1123

Принимаем Z,p, мм (табл. 24.1)

1600

1120

1120

Частота пробегов ремня U, с_| [формула (22.20)|

9,4

10,6

10,8

Допускаемая частота [С/| пробегов ремня, с"1 (см. § 22.7)

20

20

30

Номинальное межосевое расстояние ано„, мм [формула (22.4)1

378

264

218

Угол а, обхвата ремнем меньшего шкива, град [формула (22.5)]

134,7

134,8

118,6

Минимально допустимый угол обхвата [а],, град (см. § 22.2)

ПО

ПО

ПО

Минимальное межосевое расстояние amin при 0,98 Lp

[формула (22.4), § 24.21

360

252

205

Максимальное межосевое расстояние о,„„ при 1,055 Lp

|формула (22.4), § 24.21

425

297

254

Допускаемая приведенная мощность \ Р]0, передаваемая одним

ремнем или одним клином, кВт (см. табл. 24.3...24.5)

2,07

2,0

0,43

Базовая длина L„ ремня, мм (табл. 24.3...24.5)

1700

1600

710

Поправочные коэффициенты:

а) коэффициент С„ угла обхвата [формула (24.1)]

0,87

0,87

0,80

б) npnZ-p/to

0,94

0,7

1,58

коэффициент С, длины ремня [формула (24.1)]

0,98

0,93

1,08

в) коэффициенте,, передаточного числа [формула (24.1)]

1,14

1,14

1,14

г) коэффициент С„ динамичности нагрузки и режима работы

(табл. 23.2)

1,1

1,1

1.1

Допускаемая мощность [Р], передаваемая одним ремнем или одним

клином, кВт [формула (24.1)]

1,82

1,67

0,39

Ориентировочное число z' ремней или клиньев [формула (24.2)

при Сг = 11

2,85

3,11

13,7

Коэффициент С, числа клиньев [формула (24.2)]

0,95

0,9

0,85

Число z ремней или клиньев [формула (24.2)]

3

4

16

Допускаемое число [г] ремней или клиньев (см. § 24.2)

10

10

36

Ширина В, мм, шкива (см. § 24.3)

50

53

42

Ресурс ремней Lh, ч, при К, = 2,5 и Кг = 1 [формула (24.4)]

6250

6250

Сила F„, Н, предварительного натяжения ремней [формула (24.3)]

395

493

459

Сила Fh, Н, действующая на валы [формула (22.10)]

729

910

789

Сравнение результатов расчета показывает, что меньшие размеры имеет передача поликлиновым ремнем.

Контрольные вопросы

Каковы достоинства и недостатки передами клиповым ремнем по сравнению с пе­редачей плоским ремнем? Чем объяснить большую нагрузочную способность передачи клиновым ремнем?

Каковы основные типы клиновых ремней? Почему рекомендуется применять рем­ни узких сечений?

Какова конструкция клинового ремня? Почему в клиновом ремне корд размешают в зоне нейтрального слоя?

Почему при огибании шкивов равных диаметров напряжения в клиновом ремне значительно больше, чем в плоском?

Какой основной параметр определяют при расчете ременной передачи клиновым, поликлиновым ремнем?

Почему ограничивают число ремней в комплекте?